Чтобы было легче дышать. На Красноярском алюминиевом заводе прошла общественная проверка

Чтобы было легче дышать. На Красноярском алюминиевом заводе прошла общественная проверка

20.11.2019 | 13:11 | У соседей | | 0

Красноярский алюминиевый завод – один из крупнейших производителей алюминия в мире. Одновременно он является сильным источников вредных веществ, попадающих в атмосферу Красноярска. Тем не менее, на предприятии внедряются наилучшие доступные технологии, которые обеспечат существенное снижение выбросов. Именно для оценки их применения была проведена общественная проверка завода. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Один из двенадцати

В России в настоящее время реализуется национальный проект «Экология», предусматривающий среди своих целей внедрение наилучших доступных технологий (НДТ). Их использование поможет модернизировать производственное оборудование, повысить конкурентоспособность российской промышленности и снизить ее негативное воздействие на окружающую среду и население, зачастую живущее рядом с заводами.

В состав национального проекта «Экология» входит федеральный проект «Чистый воздух», согласно которому в 12 самых загрязненных городах России за пять лет количество выбросов должно уменьшиться на 20 %. К их числу относится Красноярск, алюминиевая столица России.

Исходя из этого летом Общественный совет при Минприроды России принял решение о проведение общественных проверок на крупнейших промышленных предприятий нашей страны. Пилотная проверка состоялась на Красноярском алюминиевом заводе (КрАЗ), входящем в состав компании «Русал», в конце октября.

Выбор КрАЗа был далеко не случаен: по поводу его работы поступало большое количество обращений жителей Красноярска и, к тому же, членам совета было интересно посмотреть каковые результаты осуществляемой на нем экологической модернизации производства.

«Я бы хотел отметить две важные вещи. Во-первых, из 10 НДТ, представленных в справочнике по НДТ для алюминиевой промышленности, четыре применяется на КрАЗе: три полностью, одна — на 97 %, – рассказал Александр Закондырин, заместитель председателя Общественного совета при МПР России. Во-вторых, для нас был важен не просто какое-то исполнение технических параметров. Все НДТ предполагают определенные сокращения выбросов».

По его словам, загрязнение воздуха в Красноярске не связано исключительно с одним лишь КрАЗом, здесь еще есть объекты теплоэнергетики, тоже выбрасывающие вредные вещества. По улицам ездит очень много автомобилей. К тому же, город расположен в ложбине, в которой движение воздушных масс низкое и поэтому химические соединения легко накапливаются в атмосфере города.

Как достичь баланса интересов

С ним солидарен Станислав Корякин, руководитель рабочей группы «Технологии и экологические мероприятия» Общественного совета при Минприроды России, обративший внимание на то, что многие заводы в регионах за Уралом строились без учета экологических требований, которые со временем к ним стали предъявляться.

Вот именно для того, чтобы оценить степень отрицательного воздействия предприятий на окружающую среду и выработать правильные рекомендации для ее снижения, действующее законодательство разрешает проводить их общественные проверки.

«Все проверки представляют собой баланс интересов общества, экологии и экономики», – подчеркнул Станислав Корякин.

В ходе общественной проверки КрАЗа были собраны первичные данные, сформирован пул экспертов, запрошены документы на предприятии, состоялась встреча с его представителями, проанализирована полученная информация и, собственно, состоялось посещение завода. По сути, проверка позволила подготовить формат ее проведения, который можно будет использовать в будущем при посещении других предприятий.

Всего можно добиться только сообща

Какие же рекомендации были сделаны после проверки КрАЗа? Пожалуй, важнейшей из них является предложение о создании городской системы мониторинга загрязнения воздуха.

«В ходе проверки мы ознакомились на КрАЗе с его системой экологического мониторинга. Она в реальном времени показывает состояние заводских выбросов по нескольким точкам», — сообщила Зоя Шаргатова, член Общественного совета при Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

По ее мнению, с точки зрения общественных интересов было бы целесообразно «вывести» эту систему за пределы КрАЗа в город и сделать результаты ее работы доступной для горожан. Именно с отсутствием открытых данных связаны многочисленные жалобы населения на загрязнение воздуха.

Можно также соединить между собой системы мониторинга КрАЗа, Красноярского края и Среднесибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, обеспечив тем самым полноценный контроль за чистотой атмосферы. В результате можно сэкономить значительные средства, максимум, что потребуется – так это купить несколько автоматических станций мониторинга воздуха.

В целом же проверка на КрАЗе показала, что свыше 90% его производства соответствует российским стандартам по НДТ. Внедряемая на заводе технология «Экологичный Содерберг» позволит снизить выбросы фтористых соединений и пыли в 3,5 раза, диоксида серы – в 2,5 раза, смолистых веществ –в 1,5 раза.+

И, наконец, использование автоматизированных систем измерения и учета эмиссии вредных веществ на КрАЗе и иных предприятиях Красноярска обеспечит объективное определение экологической ситуации в городе.

ФедералПресс